ПРИХОД ХРАМА БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

 

Село Малое Скуратово

 

На протяжении нескольких десятилетий в Советском Союзе господствовал односторонний стереотип атеистического мышления. В этих условиях религиозные организации имели право заниматься исключительно удовлетворением религиозных потребностей ограниченного числа верующих. В настоящее время в процессе демократизации общественно-политическая и духовная жизнь общества, постепенно восстанавливаются. В статье 14 Конституции РФ в п. 2 «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Отделение от государства, не значит деятельность прихода на территории обозначенной церковной оградой. Приход Храма святого благоверного великого князя Александра Невского возобновил свою жизнедеятельность с апреля 2011 года. За этот период проведена определенная работа в духовной сфере прихода, восстановления Храма, оказания жертвенной помощи. Так, за прошедший год приходом было пожертвовано Скуратовский Средней школе охранная система на сумму 50 тыс. руб. Мало Скуратовской основной школе орг.техника на 10 тыс. руб. Детскому дому «Солнышко» орг.техника на 30 тыс.руб. Совершались денежные пожертвования в помощь народу Украины. В канун семидесятилетия победы в ВОВ на братских могилах в с. Малое Скуратово приходом установлено пять мраморных памятников на сумму 60 тыс.руб. Благодаря усердию специалиста 1 категории администрации МО Северное, Свиридовой Н.В., выявлены имена и отчества воинов покоившихся в братских могилах. Каждый день в храме на панихиде поминается более 600 имен воинов положивших живот за други своя. Ежемесячные паломнические поездки по святым местам помогают как верующем так и тем кто только начинает познавать веру, приблизится к святости, истине Божей, стать добрее, осознать свою греховность, переосмыслить свои поступки, найти мир в своей душе, да и просто в дороге поговорить со священником, задать вопросы, спросить совета. Заботами Главы Администрации МО Чернского района Буколова С.А. оформляется в аренду участок земли для постройки купели на источнике освященного в честь святого благоверного князя Александра Невского. Всегда чувствуется поддержка и помощь начальника Чернского района электросетей Ковалева А.И. В текущем году планируется установить на территории храма памятник великому князю Александру Невскому жертвенной помощи начальника отделения Тульской железной дороги Потапенко А.Ф. Большое внимание уделяется министром культуры Тульской области Рыбкиной Т.В., а так же усердием и пониманием руководителя отдела Гос. охраны объектов культурного наследия мин. культуры Шичаниной Е.Е. в работе по подготовке документов для участия в федеральной программе по восстановлению Храма. «Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира» - Архиерейский Собор 2000 года. Христианин призван жить, исполняя волю Божию и творя добро ближним по мере своих сил. Наилучшая миссионерская проповедь, которую мы можем обратить к нашим не церковным пока односельчанам, — проповедь делом, о которой Сам Господь сказал: „Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного“ (Мф. 5:16). Сейчас время великого поста. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Прошла первая неделя Великого поста с чтением канона Андрея Критского. По воскресениям после литургии выносится торжественно на средину храма Распятия Господа Иисуса Христа, служится Пассия (служба с акафистом страстей Христовых), мало кто может удержаться от слез сострадания Спасителю нашему. Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Будем молить Господа о том, чтобы Он дал нам чистоту сердца, и мы сохранили ее, с тем чтобы видеть Бога. И чтобы по милости Божией, по дару Церкви, которая имеет ум Христов, мы обрели спасительную рассудительность мудрость и любовь.

Староста храма Моськина Зоя Васильевна.
Православная Церковь в Великой Отечественной войне.

Победа в Великой Отечественной войне, день памяти и славы, мы вспоминаем и чествуем воинов-освободителей, тружеников тыла – героев, чьими усилиями были повержены фашисты. Цена победы высока. Официальные цифры говорят о 27 миллионах погибших. Если по каждому павшему объявить минуту молчания, то нам пришлось бы замолчать на 32 года! Героизм людей, их самоотверженность и боевой дух вдохновлялся обращениями православных священников. Православная Церковь на протяжении всей русской истории жила одной жизнью со своим народом и в дни Великой Отечественной войны, целиком отдавала себя на службу народу. В первый же день войны она благословила всех православных на защиту отечества, назвав дело этой защиты всенародным подвигом – Священною войной. 22 июня 1941 года глава Православной Церкви в России митрополит Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием, собственноручно напечатанным на машинке и разосланным по всем приходам, где выражал уверенность в том, что с Божией помощью русский народ развеет в прах фашистскую вражескую силу, вспоминая имена Александра Невского, Димитрия Донского, «неисчислимые тысячи наших православных воинов», которые жертвовали своей жизнью ради веры и родины. В послании говорилось о вероломстве фашизма, звучали призыв к борьбе с ним и глубокая вера в то, что русский народ «развеет в прах фашистскую вражескую силу. Не посрамим же славных имен наших предков и мы – православные.» Сталин обратился с воззванием к согражданам лишь спустя полмесяца после начала войны. Необходимо заметить, о положение Православной Церкви в нашей стране в те годы. Накануне Отечественной войны Русская Православная Церковь подверглась невиданному разгрому и репрессиям. Обращаясь к фактам, сравним. До революции в России было 360000 священнослужителей, 4 духовных академии, 58 семинарий, 1250 монастырей, 55173 православных церквей и 25000 часовен. В 67 епархиях служило около 130 архиереев. В результате уничтожения властью Православной Церкви, всего на территории СССР на начало 1941 г. было чуть больше 100 действующих храмов. Из почти полутора сот епископов в 1917 г. к началу 1939 г. действующих осталось - 4. Всесоюзная перепись населения, проведённая в январе 1937 года, показала, что две трети населения страны считают себя верующими. Церкви были порушены, но вера жила! Советское руководство скоро осознало важность церковной поддержки среди советских граждан. 1943 год можно считать годом официального «потепления». Сталин принял трёх митрополитов в Кремле, говорил о том, что правительство высоко ценит патриотическую деятельность Церкви. «Что теперь мы можем сделать для вас? Просите, предлагайте», - сказал он. После той встречи, был избран патриарх. Было принято решение о создании духовных академий в Москве, Киеве и Ленинграде, разрешен выпуск церковных книг. Сталин понял, что коммунистическая идеология вдохновляет лишь меньшую часть населения. Необходимо обращение к идеологии историческим, духовным корням народа. Отсюда учреждаются ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского. «Возрождаются» погоны. Возрождается официально и роль Церкви. В тяжёлую годину для страны и народа без каких-либо колебаний и сомнений Православная Церковь встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую Победу. Деятельность Русской Церкви была очень многообразна. Десятки тысяч священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 г. на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии. Активно участвовали священнослужители и в партизанском движении. Священники укрывали отставших при отступлении от частей красноармейцев, сбежавших из лагерей военнопленных, вели патриотическую агитацию среди населения, участия священнослужителей в антифашистской борьбе на оккупированной территории. Материальная помощь государству и Красной Армии стала одним из главных направлений служения духовенства и верующих в период войны. Государству было передано около 13 миллионов рублей. 40 танков «Т-34», которые составили общецерковную танковую колонну, передача которых частям Красной Армии состоялась у деревни Горелки, что в 5 км северо-западнее Тулы. 7 марта 1944 г. Первая военная Пасха 18 апреля 1942 года совпала с 700-летием со дня разгрома немецких рыцарей в Ледовом побоище святым князем Александром Невским – небесным покровителем города на Неве. Многие верующие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба. Маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил: «Ну, с Богом!». В народе сохраняется предание о том, что Г.К.Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. В годы войны, в народе ходило предание, что во время обороны Москвы в самолёт поместили икону Тихвинской Божией Матери, самолёт летал вокруг Москвы и освящал границы, как в Древней Руси. Даже если это была недостоверная информация, люди верили ей, а значит, ждали чего-то подобного от власти. На фронте нередко перед боем солдаты осеняли себя крёстным знамением. Нательный крест на одной цепочке с жетоном «смертника», спрятанная в нагрудный карман гимнастерки иконочка Божией Матери, переписанный дрожащей рукой девяностый псалом «Живый в помощи Вышняго», полуистлевшие свидетельства веры поисковики находят на полях сражений вместе с партбилетами и комсомольскими значками. А сколько рассказов «как Бог спас» передавались из уст в уста. Хорошо известные слова: «На войне атеистов не бывает». Видимо, есть особая высшая логика истории в том, что Сталин, в дни войны заговорил языком им же гонимой церкви: «Братья и сестры! К вам обращаюсь я…» Одни битвы шли в Кремле, другие – на линии огня. Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели и молитвой на устах. Статистики никто не вел. Но батюшки сражались, защищая свою веру и Отечество, получая награды – почти сорок священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более пятидесяти – «За доблестный труд во время войны», несколько сот – медалью «Партизану Великой Отечественной войны». А скольких еще награды обходили стороной? Архимандрит Леонид (Лобачев) в начале войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии и стал гвардии старшиной. Дошел до Праги, был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». После демобилизации снова вернулся к служению в священном сане. Вернувшись из заключения, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) дослужился на войне до звания майора. Многие, избежав смерти на фронте, становились священниками после победы. Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов), прошедший от Москвы до Берлина и награжденный орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Посвятить свою жизнь Богу решил и кавалер орденов Славы трех степеней Борис Крамаренко и многие, многие другие. Склоняя головы перед великим подвигом советского народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие ее, поднимавшей на смертный бой. Воинский подвиг, совершенный христианином по воле Божией, всегда считался подвигом религиозным, подвигом веры и любви. Вот уже пятый год, ежедневно в нашем Храме Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, мы молитвенно поминаем всех упокоенных воинов Отечественной войны в нашем селе Малое Скуратово и усердно просим Господа даровать здравие ныне живущим. «Каждому из нас необходимо научиться жертвовать хотя бы маленькой толикой своих благ, делиться ими с ближними. В этом делании особым примером жертвенности для каждого из нас являются воины и труженики, отдавшие свои силы, свои жизни во имя Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.,» говорит владыка Серафим епископ Белевский и Алексенский в пасхальном послании к пастве. Даты Великой Отечественной войны – случайность? 22 июня 1941 г. Русская Православная Церковь отмечала день всех святых, в земле Российской просиявших; 6 декабря 1941 года в день памяти Александра Невского наши войска начали успешное контрнаступление и отбросили немцев от Москвы; 12 июля 1943 года в день апостолов Петра и Павла начались бои под Прохоровкой на Курской дуге; на празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1943 года советскими войсками был взят Киев; Пасха 1945 года совпала с днем памяти великомученика Георгия Победоносца, отмечаемым Церковью 6 мая, подписания акта о капитуляции. Парад Победы на Красной площади был назначен на 24 июня – День Святой Троицы.

Настоятель Храма Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. с. Малое Скуратово Священник Николай