ТОРЖЕСТВО
закладки
ТРЕХ-ПРЕСТОЛЬНОГО ХРАМА
в признательность к Высочайшей милости
ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА,
драгоценного
ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА
АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА
о с в о б о д и т е л я
крестьян от крепостной зависимости
Тульской губернии, Чернского уезда в сельце Малое Скуратово 16 июля (29 июля н.ст.) 1863 год
ТУЛА
1865
Типография Н.Н.Соколова
Редкое чувство
Благодарности и любви временно-обязанных крестьян сельца Малое Скуратово, водворенных на землях владелиц: Гг. Путята и княгини Кугушевой, Тульской губернии Чернского уезда, или закладка трех-пристольного храма в признательность к Высочайшей милости Его Императорского Величества Государя Императора Александра Николаевича. Совершенная Преосвященнейшим Никадромр, Епископом Тульским и Белевским июля 16 дня 1863 года в сельце Малое Скуратово
Приступая к подробному описанию всего церемониала закладки, находим нужным прежде всего сказать несколько слов о местности. Сельцо Малое Скуратово стоит на старой большой Киевской дороге, в 80 верстах от Тулы, в 5 верстах от Кондыревской почтовой станции, и в 17 верстах своего уезда города Черни. Крестьяне оного выдворены на землях двух владелец: Гг. Софьи Львовны Путята и княгини Елизаветы Ивановны Кугушевой. По темному приданию здесь имел некогда местопребывания известный временщик Царя Иоанна Васильевича Грозного, Малюта Скуратов, от чего будто бы и произошло и название «Малое Скуратово». Крестьяне означенного сельца, преисполненные глубокими чувствами любви и благодарности к своему Монарху за дарованную им свободу и права Манифестом 19 февраля 1861 года, и не зная чем выразить оные, положили всем обществом обеих половин соорудить у себя своими трудами и на собственный счет храм во имя Александра Невского, в честь Имени драгоценного Государя Императора, с двумя пределами: 1-м во имя Святого Апостола Архиппа, празднуемого 19 февраля, т.е. в тот радостный день, в который благоугодно было Его Императорскому Величеству подписать Манифест на свободу 23-м миллионам людей, прославляющих повсюду Его бессмертное Имя; - 2-м во имя Святителя и Чудотворца Николая, на память своей любви к супругу одной из бывших их владелиц, Действительному Статскому Советнику Николаю Васильевичу Путята.
В следствии сего, прошлого 1862 года 28 мая, в тот самый день, в который праздновалось сошествия Святого Духа на Апостолов, - они всем обществом сошлись среди улицы своего селения, в числе 796-ти человек мужчин, женщин и детей, при посторонних лицах городского сословия, бывших на этот раз в деревне и вероятно привлеченных любопытством такой большой сходки народа. При этом весь народ просил своего старшину и общественных старост, что бы они от имени общества вызвали к ним на улицу для переговора управляющего имением одной из владелец г. Путята, Чернского 2 гильдии купца, Алексия Кузьмина Кочетова, что и было исполнено. При появлении Кочетова, все крестьяне, составив из себя полуциркуль, поклонились ему почтительно и объяснив свое желание, стали убедительно просить его, чтобы он принял на себя труд быть их храмостроителем и поверенным но их делам В разных предприятиях касательно церкви. Сперва он не соглашался на это по одному сло¬весному их заявлению; потом, по неот¬ступной их просьбе со слезами [на глазах, решился принять этот труд, со¬чувствуя их святому делу и благодаря за такое их доверие и расположение, но просил только все это сделать письмен¬но. Тогда крестьяне закричали все в один голос, чтобы подали им стол с белою скатертью и когда поставили его среди улицы, то они обступили оный кру¬том!, и, позвав своего волостного писа¬ря, просили его тотчас же писать мир¬ской приговор для постройки храма и доверенность (смотри Koпию № 1-й и 2-Й в Приложснии) на ходатайство о разрешении оной, сами же между тем соста¬вили подписку на пожертвование в пер¬вый раз, кто что мог, и таким образом крестьяне обоего пола тут же под¬писались на 300 рублей серебром деньгами; потом сумму эту вписали в приговор, поместив в оном кроме того, что они жертвуют от себя по 5-ти тысяч кирпича с тягла, коих считается в селении 160, что составить восемьсот тысяч, на сумму 10 тысяч рублей серебром, сверх этого всю нужную пропор¬ции известки, песку, дикого камня и про¬чего лесного материала, на сумму до 1-х» тысяч рублей, а всего до 15 тысяч ру¬блей серебром, обязуясь все прочие ра¬боты исполнить натурой с большим усердием. но первому к тому их призы¬ву. В обеспечение же духовного причта отделяют из своего душевого надела, отведенного им по уставными грамотам, указную пропорцию земли, 36 десятин, а равно и под кладбище, словом всю» постройку приняли на собственный свой счет,. Бывшее тут сторонние лица ( как было выше сказано), видя их ревность и усердие в благом намерении и будучи тронуты до слезь чувством такой любви и благодарности крестьяне, просили позволения принять участие в подписке, ими подписано рублей до 30 деньгами и коло кол во 100 пуд.
После этого крестьяне, желая излить чувство своей любви и благодарности к ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, так чтобы храм. сооруженный их трудами и усердием был для потомства их СВЯЩЕННЫМ памятником полученной свободы,—просили своего уполномоченного храмостроителя представить от них чрез кого будет следовать к Его ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ всеподданнейше благодарственное письмо (смотри копию №3 в Прилож). чтоб просить о ВЫСОЧАЙШЕМ разрешении сделать им в храме особую над¬пись с незабвенным для них Именем Его Высочества и 19 Февраля 1861 года дня уничтожения крепостного права, как на память дарованных им правь, так и для указания будущему своему поколению того радостного дня, в который со¬вершилось такое событие ДЛЯ их предков и памяти ВЫСОЧАЙШЕГО ИМЕНИ ЦАРЯ- освободителя АЛЕКСАНДРА II.
Когда все это было сделано, то крес¬тьяне уполномочили своих общественных старост расписаться за них, а старшину просили таковые бумаги засви¬детельствовать в Волостном Правлении и у г. Мирового Посредника 1-го участка. Барона Александра Антоновича Дельвига, что и было исполнено, 1-го ,июля все нуж¬ный для того бумаги были переписаны набело, а 4-го числа, на основании правил ВЫСОЧАЙШЕГО положения, были засвидетельствованы в Волостном Правлении и у г. Посредника, который, не однократ¬но одобрял благочестивое намерение крестьян, поощрял их усердие своим содействием и все совершенные ими на сей предмет акты удостоверил своим подписом. Почему крестьяне из любви к нему на новый 1863-й год поднесли ему при благодарном письме (смотри копию № 4-й.- в Прилож.) от целого об¬щества свою хлеб-соль. И так, кончив¬ши все это по единодушному согласию, временно-обязанные крестьяне с избран-ным ими храмостроителем, Чернским 2-й гильдии купцом Кочетовым, посла¬ли тотчас же за священником, чтобы поднять святые иконы и отслужить молебен Господу Богу, Божией Матери и Святым их угодникам: Александру Невскому, Николаю Чудотворцу и Апос¬толу Архиппу,— во имя коих задумали они своими трудами соорудить У себя в селении Храм Божий.
По прибытии духовенства, в полном облачении со Святыми иконами и хоруг¬вями, началось молебствие среди улицы, где все крестьяне, от младенца на руках матери до последних дряхлых стариков, с сокрушенным сердцем ста¬ли на колена и, со следами на глазах воссылая теплые молитвы свои к Царю Царей, молились, молились и просили иск-ренно Бога, чтобы Он, всещедрый, помог им и удостоил воздвигнуть сей Храм, в котором они, совмещая все свое чувство христианской любви и благодарности пред всемогущим Богом, МОНАРХОМ—освободителем и бывшим их владельцем, желали тем самым до-казать преданность свою Престолу и оте¬честву, которая сохранилась бы навечно в этом священном памятнике. По окончании молитвы, подходя под крест, молившееся были окропляемы святою водою и с полной верой в Бога, любовью к Царю и надеждой на Правительство, ра¬зошлись по домам. — Таким образом совершилось начало благого их намерения в добром деле.
Еще прежде сего крестьяне обеих половин посылали к своим владельцам прошения о согласии на предпринимаемое сооружение и на выкуп части земли указ¬ной пропорции, 36 десятин, из отведенного крестьянам по уставным грамотам душевого надела прежде выкупа всей причитающейся им земли, которой они желают дать для обеспечения духов¬ного причта. На таковое прошение Нико¬лай Васильевич Путята, письмом ко всему обществу крестьян, отвечал, что владелица, супруга его согласна на предоставление им теперь же выкупа при¬читающихся с её части 18 десятин земли, одобрил их благое предприятие благодарил за добрую их память о нем при этом случае. Bместе с сим, по ходатайству же крестьян, написал к Преосвященному Никандру Епископу Туль¬скому и Белевскому об архипастырском благословении его на богоугодное их дело.
По получении такового удовлетворительного ответа, крестьяне тот час же пос¬лали за священником и, собравши весь народ среди улицы, служили молебен с коленопреклонением о здравии бывшего их владельца и всего его семейства, а к нему послали благодарственное письмо. За тем крестьяне другой владелицы княгини Е.И. Кугушевой обязались впредь до выкупа ими всего душевого надела, вместо отвода 18 десятин, платить ду¬ховному причту, соразмерно этому коли¬честву, нужное жалованье, на что составив мирской приговор, препроводили оный чрез г. Мирового Посредника в Губернское по крестьянским делам Присутствие.
Первого же Декабря прошлого 1862 года приготовив лошадей своему пове¬ренному, избранному ими храмостроителем, пригласили священника отслужить путевой молебен, дабы Господь Бог вну¬шил ему, как приступить к сему свя¬щенному Делу. Напутствуя его таким образом из глубины души своей сер¬дечною молитвою простолюдина, отправили его в губернский город Тулу для сос¬тавления там с архитектором плана трех -престольной церкви и с тем именно, чтобы можно было в оной поместить училище для обучения их малолетних, желая назвать оное Александровским сельским приютом крестьянских детей в честь имени Его Императорского Величества, а также для подачи прошений в Губернское по крестьянским делам Присутствие и к Епархиальному начальству. План согласно желанию крестьян быль составлен архитекто¬ром Тульской Казенной Палаты Арсением Павловичем Пирковским, кото¬рый, узнавши о таком, пылком усердии горсти временно-обязанных, крестьян сельца Малого Скуратова, согласился со¬ставить оный и принять под свое наблюдение всю постройку церкви с черте¬жами к ней 3-х иконостасов, всего за 50 рублей серебром, ни сколько не по¬ставляя себе за труд бить в их селении, лишь бы только оказать им в том свое содействие и готовность быть для них полезным; крестьяне за такое доброе к ним сочувствие усердно его благодарили.
Прошения же в предпринятой ими цели 3 того же Декабря все были приняты с полным вниманием правительствующих лиц, как в Губернском Присутствии по крестьянским делам (где даже члены оного, желая сочувствовать крестьянам в развитии благой их мысли, обещали пожертвовать в храм от себя местные иконы и сосуды. Вследствие чего, поверенным их от 21 Декабря 1862 г. и было послано к одному из членов но Черненому уезду, Федору Пав¬ловичу г. Свечину, от имени общества благодарственное письмо (смотри копию №6 в Прилож.); так же Преосвященнейшим Никандром, Епископом Тульским и Белевским было принято (см. копию №7. Прилож.) c, живым участиeм, который не замедлил распоряжением своей власти Архипастыря подпи-сать в 9 день Апреля 1863 года план и храмозданную грамоту (см. копию № 8 в Прилож.), выдав таковую с своим благословением и желанием успеха, под расписку уполномоченному от них хра¬мостроителю.
По получении оных крестьяне, не зная тем более выразить свою радость о разрешении просимого ими, собрали тотчас своих жен и всех детей малюток, чтобы вместе с ними возвести молитвы свои к престолу Всевышнего и чтоб за такую снизпосланную им от Него милость сделать крестный ход и отслужить благодарный молебен: послали к священно – церковно - служителям за иконами, и при первом лишь появлении хоругвей, как знамени Всемогущего, все толпою бросились бежать на встречу Святых икон, и при пении притом «Милосердия двери отвези...» взошли с оными в селение; несмотря на бывший в этот день сильный дождь, все до единого били на улице, где началось пение молебна с коленопреклонением и освящение воды: при погружении же креста, когда запели тропарь: «Спаси Господи люди Твоя...», весь народ, делая зем¬ные поклоны, молился со слезами, которые в это же время с лица их омывал тихий дождь, как бы нарочно да¬вая им чувствовать, что Бог омывает их, для новой свободной жизни; когда же запели песнь: -«Тебе Бога хвалим…», то все небо, как бы внимая сему вели¬чию и усердной молитве измокнувших детей, вдруг очистилось от тучи и солнце осветило место моления правоверующих, согревая своими лучами весь народ, за теплую их молитву к Творцу вселен¬ной и тем самым как бы просвещая мрак неведение их простой души, в короткое время осушило всех и все.
Тогда священник взяв храмозданную грамоту, поднявши вверх для видимости всех предстоящих и молящихся, начал читать оную так громко и четко, что каждое слово внятно доходило до ушей мирных поселян; при семь чтении все стали на колена и молились, прослав¬ляя Бога и своего Царя Покровителя, а многие из них не могли удержать порыва своих чувств, плакали навзрыд как дети. Вот все, чему в этот раз были многие свидетели из посторонних лиц других сословий!—Это било 12 го Апреля 1863 года.
На другой день после молитвы, кресть¬яне, желая, чтобы нынешним же летом учинить и закладку храма, приступили к избранному ими храмостроителю и проси¬ли его сделать все нужные для оной при¬готовления и распорядиться их работа¬ми. Получивши приказание, они как му¬равьи принялись отрывать песок и камень; везде пошел шум, везде говор, везде ки¬пела работа, и как море в бурное время бросает на берег своими волнами все то, что имеет на дне, так точно народ выбрасывал из земли материалы, кото-рые час от часу]в глазах всех, проходящих и проезжающих, росли все более и более. Работающие делали все с неимоверным успехом и быстротою. Поставили кирпичный сарай, в 120 аршин длины, 12 ширины и в 7 выши¬ною, обрешетили оный и покрыли соло¬мой в двое суток. Вырыли яму, для получения песку, в 12 аршин квадрата и 5 аршин глубины в один день, из коей достали оного и вывезли в течении не¬дели 13000 чет., что приходилось им на 160 тягол по 12чет. в день на каждое. За всем тем строго исполняли все господские рабо¬ты по урочному положению, и где только шло дело о церкви, они старались всеми силами. Это редкий был пример того трудолюбия и усердия, заботы и ревности, с коими они стремились созидать храм в память своей свободы. Такое их старание вы¬ше всякой похвалы. Тем более, что когда назначались господские рабочие дни, то они днем исполнили работу господскую, а ночью возили камень для бута церкви, которого приготовили таким образом более 80 кубических саженей. Уступлен¬ное же им для храма одной из владелиц каменное строение, в 35 аршин длины, 18 ширины и 4 аршина вышиною, они разобрали в один день, а на дру¬гой, по окладу 750 кирпичей на тягло, поставили к церкви 125 тысяч. Одним еловом все работы, какие только были им указаны их храмостроителем, ис¬полняли без всякого ропота, с большим усердием, рачением и самодовольством, стараясь друг перед другом выпол¬нить более чем было им назначено. С ранней зари до восхода солнца, они ра¬ботали кирпич, а с рассветом дня занимались полевой работою, тогда как жены их, в этот промежуток, изго¬товляли для них глину и стаскивали на место сделанный их мужьями кир¬пич, не чувствуя в себе никакой ус¬талости, ни утраты сил в здоровье; напротив того с радостным духом исполняли работы, приписывая чуду, удив¬лялись сами себе и называли все это веселым трудом.
Видя таким образом везде и во всем успех в своих предприятиях, и даже в том. что Правительство озаботилось ускорить временем по их прошениям, которые были поданы 3 декабря 1862 г., а 9 апреля 1863 года получились все акты для постройки храма, так что не прошло более 4-хъ месяцев, как кре¬стьяне были уже удовлетворены в сердечном их желании; кроме одною толь¬ко, что они просили место для церкви на большой старой Киевской дороге, но Стро¬ительною Коммисией не было на это разрешения, а предписано было чрез Чернский Земский Суд объявить крестьянами избрать другое удобное место, от чего они пришли было в недоумение, горько сожалея о том, что не имели у себя другого удобного места отделить под цер¬ковь. Но и тут особым Божиим Пpoмыслом было суждено пожертвовать им на этот предмет земли их храмостро¬ителем, Чернским 2 гильдии купцом Кочетовым, из своих собственных куп¬ленных им около 16 десятин столько, сколько потребуется из оных по плану. Таким образом обрадованные крестьяне этим случаем остались довольны и в течении весеннего времени, 3-хъ месяцев, они приготовили к закладке материалу 250 тысяч кирпича, 500 четвертей изве¬стки, 30 тысяч четвертей песку. 140 са¬жень дров и по сделанному ими 22 мая 1863г. свидетельству в поручительстве 89 домохозяев в платеже за своего хра¬мостроителя, при покупке им в кредит материалов для церкви, заказали, из купленного таким образом железа, 21 ре¬шетку для церковных окон, каждую в 8 пуд, из коих уже 9 были готовы к самой закладке, а в настоящее время готовы и остальные. Прежде же сего 15 апреля 1863 г. послано было от них в Губернское по крестьянским делам Присутствие объявление, (см. коп. №10-й в Прилож.), коим они просили всех членов из любви к Государю, осчаст¬ливить их своим посещением и быть при закладке храма, на которое и полу¬чили чрез г. Мирового Посредника от¬веть, что члены, по случаю нужных за¬нятий и скопившихся дел, быть не могут, а за приглашения крестьян благо¬дарят. После чего их поверенным, по неоднократному их словесному приглашению подано было 1-го июня от крестьян прошение (см. коп. № 11-й в Прилож) к Преосвященнейшему Владыке, в коем они просили его Преосвященство, удостоить их тою милостью, чтобы он первый положил камень того основания или фундамента, на котором они желали воздвигнуть храм, на память своей сво¬боды из любви и благодарности к сво¬ему М о н а р х у и владельцу, на что Ар¬хипастырь с удовольствием дал непре¬ложное обещание и сделал распоряжение, чтобы за неделю вперед дать знать об¬ществу о своем прибытии.